...сумеречный котенок...
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ (2008 /2009 уч. год)
почему мне хочется ругаться? >.<1. Понятие мировоззрения, его структура и типы. Философия и мировоззрение.
2. Происхождение философии, ее предмет и проблемное поле. Структура философского знания.
3. Специфика философской традиции в культуре древних цивилизаций Востока. Проблема бытия и небытия. Учение об обществе и человеке.
4. Философия Античного мира, ее периодизация и тематическая эволюция.
5. Истоки и идейные основы средневековой философии. Ее статус и функции в средневековой культуре. Проблема веры и разума. Реализм, номинализм, концептуализм.
6. Основные течения философии Возрождения, ее гуманистическая направленность и вклад в духовную культуру человечества.
7. Экономические и духовные предпосылки философии Нового времени. Становление механистического мировоззрения.
8. Дилемма эмпиризма и рационализма в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
9. Духовная атмосфера эпохи Просвещения. Принцип суверенности разума.
10. Общественно-правовые идеалы социальной философии Просвещения (идея естественных прав человека, концепции общественного договора).
11. Сенсуалистическая теория познания Дж. Локка и материализм французских просветителей.
12. Идея «гносеологической революции» и проблема познавательных возможностей человека в философии И. Канта.
13. Гегелевское учение о диалектике.
14. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
15. Основные характеристики классической и неклассической философии.
16. Социально-экономические и идейные предпосылки философии марксизма. Главная задача философии и ее основной вопрос.
17. Социальная философия марксизма. Ее эволюция в учениях западного марксизма и неомарксизма.
18. Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
19. Исторические формы позитивизма.
20. Философия постпозитивизма (К.Поппер, Т.Кун, И. Лакатос)
21. Философия экзистенциализма, отчужденный человек и проблема его существования в пограничной ситуации.
22. Проблема человека в религиозной философии ХХ в.
23. Философская герменевтика, структурализм и постмодернизм.
24. Особенности проблематики и основные этапы развития русской философии XI-XIX вв.
25. Белорусская философская и общественно-политическая мысль XI - XIX вв.
26. Метафизика и онтология как системы философского знания. Бытие и небытие. Основные формы бытия.
27. Материя как философская категория и объективная реальность. Основные этапы эволюции учений о материи.
28. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи и критерии их классификации.
29. Пространственно-временная структура бытия.
30. Диалектика как система принципов, законов и категорий, ее исторические формы и альтернативы.
31. Содержание, мировоззренческое и методологическое значение основных законов диалектики.
32. Философские категории, выражающие целостность и структурную организованность бытия (единичное, общее, особенное; целое и часть; система, структура, элемент; содержание и форма).
33. Философские категории, выражающие основные типы детерминации (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность).
34. Понятие природы. Основные типы отношения человека к природе.
35. Проблема коэволюции природы и общества.
36. Проблема антропогенеза в философии и науке. Биологическое и социальное в человеке.
37. Социокультурное измерение человеческого бытия. Основной смысл понятий “индивид”, “индивидуальность”, “личность”.
38. Проблема жизни и смерти в философии. Личностный выбор и смысл жизни.
39. Генезис и способы существования сознания. Сознание и бессознательное.
40. Структура индивидуального сознания. Самосознание.
41. Структура общественного сознания. Теоретическое и обыденное сознание, общественная психология и идеология. Формы общественного сознания
42. Сознание и мышление. Мышление и язык. Культура и коммуникация как условия становления развитых форм сознания.
43. Специфика познавательного отношения человека к миру. Типология познавательной деятельности.
44. Предмет и основные понятия теории познания.
45. Место и роль практики в познании.
46. Основные формы чувственного и рационального познания. Роль воображения и интуиции в познавательных процессах.
47. Проблема познаваемости мира. Понятие истины и ее критерии.
48. Понятие и социальные функции науки.
49. Специфика научного познания.
50. Структура научного исследования.
51. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного исследования.
52. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.
53. Феномен научной революции.
54. Структура научного сообщества и этические нормы науки.
55. Основные программы исследования общества в современной философии.
56. Понятие социальной реальности. Социальная структура общества.
57. Философия политики. Политическая организация общества в исторической динамике.
58. Феномен идеологии в политической жизни общества.
59. Источники и движущие силы общественного развития. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.
60. Основные парадигмы философского анализа культуры. Диалог культур в современном мире.
61. Проблема закономерностей общественно-исторического развития: формационный, культурологический и цивилизационный подходы.
62. Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-национальной идентичности в современном мире.
63. Философия техники. Проявления и причины кризиса современной техногенной цивилизации.
64. Глобальные проблемы современности. Экологические императивы современной цивилизации.
Утверждены 18.06.2008 г., пр. № 13
Литература
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. – М.: Республика, 2004. – 623 с.
2. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для соц.-гуманит.-спец. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., исправ. и доп. – М.: Владос, 2004. – 416 с.
3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – 736 с.
4. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, 3-е изд. – М.: Гардарики, 2005. – 828 с.
5. Философия: Учеб. пособие / Под ред. В.К. Лукашевича. -- Мн.: БГЭУ, 2001, 2002. – 431 с.
6. Философия: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Мн.: РИВШ, 2006. – 624 с.
почему мне хочется ругаться? >.<1. Понятие мировоззрения, его структура и типы. Философия и мировоззрение.
2. Происхождение философии, ее предмет и проблемное поле. Структура философского знания.
3. Специфика философской традиции в культуре древних цивилизаций Востока. Проблема бытия и небытия. Учение об обществе и человеке.
4. Философия Античного мира, ее периодизация и тематическая эволюция.
5. Истоки и идейные основы средневековой философии. Ее статус и функции в средневековой культуре. Проблема веры и разума. Реализм, номинализм, концептуализм.
6. Основные течения философии Возрождения, ее гуманистическая направленность и вклад в духовную культуру человечества.
7. Экономические и духовные предпосылки философии Нового времени. Становление механистического мировоззрения.
8. Дилемма эмпиризма и рационализма в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
9. Духовная атмосфера эпохи Просвещения. Принцип суверенности разума.
10. Общественно-правовые идеалы социальной философии Просвещения (идея естественных прав человека, концепции общественного договора).
11. Сенсуалистическая теория познания Дж. Локка и материализм французских просветителей.
12. Идея «гносеологической революции» и проблема познавательных возможностей человека в философии И. Канта.
13. Гегелевское учение о диалектике.
14. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
15. Основные характеристики классической и неклассической философии.
16. Социально-экономические и идейные предпосылки философии марксизма. Главная задача философии и ее основной вопрос.
17. Социальная философия марксизма. Ее эволюция в учениях западного марксизма и неомарксизма.
18. Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
19. Исторические формы позитивизма.
20. Философия постпозитивизма (К.Поппер, Т.Кун, И. Лакатос)
21. Философия экзистенциализма, отчужденный человек и проблема его существования в пограничной ситуации.
22. Проблема человека в религиозной философии ХХ в.
23. Философская герменевтика, структурализм и постмодернизм.
24. Особенности проблематики и основные этапы развития русской философии XI-XIX вв.
25. Белорусская философская и общественно-политическая мысль XI - XIX вв.
26. Метафизика и онтология как системы философского знания. Бытие и небытие. Основные формы бытия.
27. Материя как философская категория и объективная реальность. Основные этапы эволюции учений о материи.
28. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи и критерии их классификации.
29. Пространственно-временная структура бытия.
30. Диалектика как система принципов, законов и категорий, ее исторические формы и альтернативы.
31. Содержание, мировоззренческое и методологическое значение основных законов диалектики.
32. Философские категории, выражающие целостность и структурную организованность бытия (единичное, общее, особенное; целое и часть; система, структура, элемент; содержание и форма).
33. Философские категории, выражающие основные типы детерминации (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность).
34. Понятие природы. Основные типы отношения человека к природе.
35. Проблема коэволюции природы и общества.
36. Проблема антропогенеза в философии и науке. Биологическое и социальное в человеке.
37. Социокультурное измерение человеческого бытия. Основной смысл понятий “индивид”, “индивидуальность”, “личность”.
38. Проблема жизни и смерти в философии. Личностный выбор и смысл жизни.
39. Генезис и способы существования сознания. Сознание и бессознательное.
40. Структура индивидуального сознания. Самосознание.
41. Структура общественного сознания. Теоретическое и обыденное сознание, общественная психология и идеология. Формы общественного сознания
42. Сознание и мышление. Мышление и язык. Культура и коммуникация как условия становления развитых форм сознания.
43. Специфика познавательного отношения человека к миру. Типология познавательной деятельности.
44. Предмет и основные понятия теории познания.
45. Место и роль практики в познании.
46. Основные формы чувственного и рационального познания. Роль воображения и интуиции в познавательных процессах.
47. Проблема познаваемости мира. Понятие истины и ее критерии.
48. Понятие и социальные функции науки.
49. Специфика научного познания.
50. Структура научного исследования.
51. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного исследования.
52. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.
53. Феномен научной революции.
54. Структура научного сообщества и этические нормы науки.
55. Основные программы исследования общества в современной философии.
56. Понятие социальной реальности. Социальная структура общества.
57. Философия политики. Политическая организация общества в исторической динамике.
58. Феномен идеологии в политической жизни общества.
59. Источники и движущие силы общественного развития. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.
60. Основные парадигмы философского анализа культуры. Диалог культур в современном мире.
61. Проблема закономерностей общественно-исторического развития: формационный, культурологический и цивилизационный подходы.
62. Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-национальной идентичности в современном мире.
63. Философия техники. Проявления и причины кризиса современной техногенной цивилизации.
64. Глобальные проблемы современности. Экологические императивы современной цивилизации.
Утверждены 18.06.2008 г., пр. № 13
Литература
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. – М.: Республика, 2004. – 623 с.
2. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для соц.-гуманит.-спец. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., исправ. и доп. – М.: Владос, 2004. – 416 с.
3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – 736 с.
4. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, 3-е изд. – М.: Гардарики, 2005. – 828 с.
5. Философия: Учеб. пособие / Под ред. В.К. Лукашевича. -- Мн.: БГЭУ, 2001, 2002. – 431 с.
6. Философия: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Мн.: РИВШ, 2006. – 624 с.
Держись, мы с тобой!
хотя на самом деле все не так уж и сложно
на самом деле я уже схожу с ума на 3 вопросе Т.Т
Sonoco , вероятно >.<
Только бы дожить до него
угу) на собственном опыте на первом курсе
более менее